Философия - итоги

на главную

Буря

Смысл жизни

Чтобы задуматься над смыслом жизни надо, прежде всего, дорасти до этого, то есть, иметь соответствующий уровень интеллекта, а он возможен у человека, только если общество, в котором он живёт, и язык которым он оперирует, имеют соответствующие понятия. Ещё сохранившиеся самые примитивные общества, находящиеся на уровне каменного века, демонстрируют нам только лишь попытку выделиться из окружающего мира природы. Такие общества выводят своё происхождение от какого-либо животного и основной миф таких обществ это миф о некоем культурном герое, выведшем людей из царства животных.

Более сложные общества и далеко ушедшие в развитии своей материальной культуры породили язычество, где мы видим пантеон богов, а люди уже их потомки. Позже появившиеся монотеистические религии трактуют человека не иначе как творение бога. Если самые примитивные общества просто не способны поставить вопрос о смысле жизни, то с появлением религий вопрос о смысле жизни становится центральным стержнем, на котором держится вся картина мира.

Язычество, при всём своём неимоверном разнообразии, смысл жизни определяет единым образом - смысл жизни человека в процветании его рода, племени, страны, всего мира. Соответственно смысл существования всего остального в процветании каждого конкретного человека. Монотеистические религии смысл жизни человека определяют в зависимости от той причины, в силу которой бог создал людей. Так как у каждой религии свой взгляд на эту причину то соответственно и выводится свой смысл жизни человека.

Иудаизм утверждает, что бог создал человека как собеседника и сотворца, поэтому смысл жизни человека в служении богу. Человек должен заботиться о своём здоровье и благополучии своей семьи, чтобы всегда быть готовым поспособствовать богу в установлении царства Всевышнего, раскрытии его света для всех народов.

Христианство рисует более сложную картину мира, на его фоне иудаизм выглядит простенькой переделкой язычества в монотеистическую религию. Христианство вводит понятие греха не только как зла, но и как бессмыслицы. Иисус Христос пришёл в наш мир, чтобы освободить человечество от власти греха, поэтому смысл жизни вообще это сам Иисус Христос, а смысл жизни каждого конкретного человека в стяжении Духа Святого Божьего. При этом термин «стяжение» трудно поддаётся нормальной трактовке, возможно, это одновременно и приобщение, и служение, и стремление к некому совершенству.

Ислам снова упрощает картину мира и утверждает, что бог создал человечество для того, чтобы оно ему поклонялось, поэтому смысл жизни ислам видит в преданности богу. Со своей стороны бог заботится и опекает свои творения.

Буддизм о замысле бога, как нестранно, помалкивает и трактует человеческую жизнь просто как страдание, соответственно весь смысл сводится к избавлению от оного через просветление.

Конфуцианство уже откровенно лишено всякой религиозности, и смысл жизни человека видится в созидании идеального и совершенного общества, некой «поднебесной империи».

Индуизм раздроблен на шесть учений и внутри одной религии мы видим весь букет, вмещающий в себя буквально всё присущее остальному миру. Часть учений отрицают вообще существование бога, и смысл жизни выводят чисто логическим путём прямо к наслаждению. Вторая часть учений рисует различные многоуровневые картины мира, где душа вовлечена в круговорот путешествий и поэтому всякий смысл отрицается. Третья часть рисует самую сложную картину мира, где бог взаимодействует с душами и смысл видится в определённом взаимоотношении с богом, которое позволит душе из повторяющейся реинкарнации попасть в вечный духовный мир.

Вот эта разношёрстность говорит о том, что не все народы, в своё время, доросли даже до понятия бога. В Китае явно государство зародилось раньше, чем понятие бога. У тех народов, которые нормально прошли язычество, мы видим, что слово «бог» происходит от словосочетания «податель благ». Это говорит о том, что первоначально люди рассуждали примерно так, если мир существует, значит, его кто-то создал. Создав мир, вот этот кто-то и даровал людям все блага, которыми они теперь пользуются. Дальше становится понятным стремление поклоняться и заодно чего-нибудь выпросить. Здесь мы видим, как естественная попытка осмысления при наивности суждения открывает дорогу бесконечному мифотворчеству, которое постепенно порождает религии.

Здесь следует обратить внимание на то очевидное обстоятельство, что если нет замысла Создателя – нет смысла жизни. А если нет самого Создателя, или их напротив много, то смысл сразу сводится к достижению благ. Философия возникла в среде язычества и первые философы смысл жизни определяли именно так. Позже возникшие различные философские учения, рассматривая вопрос во всевозможных ракурсах, пришли, в общем-то, к одному выводу - всякий смысл может вытекать только из цели. Прагматики это резюмировали примерно так: «смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Кстати, подавляющее большинство людей, не задумываясь о смысле жизни, на подсознательном уровне именно так воспринимают свою жизнь. Пусть даже цели будут не совсем реальными, но мы тогда говорим о мечте, и мы знаем, как она порою окрыляет нас.

Здесь следует напомнить, что сам вопрос о смысле жизни лежит вне поля истины, это вопрос области бытия. Экзистенциалисты правильно подметили, мы сначала приходим в этот мир, а уже потом начинаем его осознавать, но при этом они упускают из вида, что мы сейчас приходим не в пустой мир. Человек рождается и умирает, а народ живёт непрерывно и его будущее принципиально ни чем не ограничено. Кроме этого человек существо социальное, язык и как следствие разум возможен только в среде общающихся индивидуумов, одиночкам не нужно слово. Когда нигилисты утверждают, что первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура, они забывают именно это, человек приходит в уже подготовленный мир и свои моральные ценности он черпает, прежде всего, из культуры своего народа.

Если по факту каждый человек получает первоначальные блага и цели от народа, а дальше это уже как он сам будет шевелиться и к чему стремиться, то тогда спрашивается, вот понимая всё так и помня все взаимосвязи, в чём же всё-таки смысл жизни каждого конкретного человека? В достижении блага для себя и народа? В служении народу? В преданности народу? В стяжении духа народного?

Сам народ для случая множественности выбора давно подметил, чем шире забросишь сети, тем больше поймаешь. Все выше поставленные вопросы никак не противоречат друг

другу и ни один вопрос, не исключает ни какой другой. Смыслов в жизни много, как много целей и желаний, но особо упёртый читатель может сказать, что по большому счёту, в итоге, для смертного человека никакого смысла всё-таки нет. Люди с таким взглядом бессмысленность бытия человека видят в конечности этого бытия. Допустим так, но это сейчас, давайте представим, решена проблема бессмертия и тогда что? Если вся проблема в отсутствии бессмертия, тогда при его наличии, в чём появляется смысл? Не в том ли, что радость бытия становится бесконечной? А раз радость бытия становится бесконечной, значит, эта радость бытия всё-таки была и жизнь не так уж и бессмысленна.


Фаталист это всегда бездельник и лентяй, не имеющий интереса в жизни. Если такой человек всё-таки хочет обрести смысл в жизни, совет один, начните борьбу с ленью и начните с самого простого и самого необходимого, начните думать и читать, в море жизни всегда есть чего ловить.

Апокалипсис
Атеизм
Будущее экономики
В круге втором
Вера
Гравитация
Границы жизни
Демократия
Добро и зло
Дух
Душа
Знание
Идеализм
Идеальный вариатор
Идеальный движитель
Идея
Интеллект
Истина и бытие
Культура
Логика
Логика истории
Любовь
Материя
Мегалиты
Механика
Мораль
Наска
Натуральная философия
Наука
Начала математики
Начала экономики
Общественная проказа
Общество
Парменид
Предел греха
Прогресс
Пути дороги
Руны
Свобода
Слова древних
Смысл жизни
Совесть
Современная философия
Суждения - по видимому
Сущность власти
Термоядерный реактор
Философия
Честность
Честь
Цена правды
Язык

Вершинин Эдуард
  Константинович

Рейтинг@Mail.ru
Почта

Чтобы я мог вам ответить, укажите ваш e-mail:
Текст письма: