Философия - итоги

на главную

Всходы

Желающим разобраться - начала философии

Если в вас действительно живёт желание знать, оставьте всякие надежды о лёгком чтиве. Постижение философии это труд, сравнимый с трудом философов. В науке труд тысяч учёных обычно заканчивается описанием некой закономерности, осознать и запомнить которую несравненно легче, чем было её добыть. В философии для осознания необходимо от слова к слову пройти весь путь мысли философа, которого Вы читаете. Каждый человек в определённой степени философ, но становится философом в полной мере только тот человек, в чьей душе есть неистребимое желание знать. Если Вы это чувствуете, не противьтесь судьбе, а просто поделите жизнь на две части, обычную жизнь человека и жизнь философа. В жизни, какой бы тяжкой она не была, всегда найдётся время для сокровенного.


Понимая так своё место в этом мире, путь философа следует начинать с ясного понимания, что есть что. Ниже приведена таблица, наглядно показывающая место философии в культуре человечества.


Основано

На рациональном

На иррациональном

На опыте

Наука

Литература

Вне опыта

Философия

Религия


Из таблицы хорошо видно, что философия это то, что вне опыта и в области рационального. Философ всегда должен чётко это понимать, это необходимо для того, чтобы всегда иметь возможность понимать какой области на самом деле принадлежит тот или иной текст. Это с одной стороны, с другой стороны вот такое ясное видение позволит вам всегда видеть границы, за которые Вы не должны переступать в своих суждениях. Быть философом это, прежде всего, быть в области философии.

Философия имеет одну единственную цель – истина. По этой причине философ всегда должен иметь отстранённый взгляд, взгляд не подверженный ни каким чувствам и эмоциям. По этой же, и ещё одной, причине философия атеистична, вторая причина это сомнение, которое всегда является побудительным мотивом для начала рассуждения, и главным предохранителем от поспешных выводов. Человек, который не может избавиться от слепой веры, должен понимать, что веровать и заниматься философией это попытка сидеть не на одном стуле. Всё-таки лучше определиться, иначе это выглядит смешно. Если Вы хотите знать во что должен верить философ, на мой взгляд, ответ очевиден, в разум человека, в его лучшие свойства души, как светлое будущее человечества. Упрёк в наивности не могу принять по той простой причине, что сейчас мы наблюдаем всего лишь детство человечества, придёт время, и оно само всё расставит на свои места.

Итак, Вы осознали свою сущность и укрепились в вере в светлое и разумное будущее человечества, теперь можно заняться и собственно философией, для того чтобы именно такое будущее когда-либо настало. Первое дело в философии это гигиена мышления, не надо думать, что философ, текст которого Вы читаете, не понимает что пишет. Такое чувство может возникнуть по двум причинам, Вы в чём-то сами ошиблись, и истинный смысл написанного ускользнул от вас. Если суть сказанного всё-таки очевидна, но при этом грешит против истины, значит перед вами заказная статья, причём заказчиком может быть и сам автор, отстаивающий некий корпоративный интерес. Учитесь не поддаваться эмоциям, тогда Вы сможете видеть, кто есть кто, на самом деле.

Для того, чтобы мысль не ускользала при чтении надо иметь не только настойчивость и трудолюбие, но надо ещё понимать язык, которым оперирует философия. Языковая проблема возникла сразу же у первых философов, рассматривая начала мироздания, они пришли к выводу, что в начале всех вещей и явления должен лежать небольшой набор общих для всего сущностей, которые они назвали стихиями. Но это не те природные стихии, которые несут нам бедствия, в философском контексте это именно изначальные сущности. То есть, язык философии складывался исторически от автора к автору и знать его надо, никогда не оставляйте понятия непонятыми. По этой причине изучение истории философии и изучение собственно философии считается одним и тем же.

Философ должен много читать не только для того, чтобы постичь свой предмет, но он должен много читать вообще всего. Философ знающий только свой предмет бесплоден, философское суждение не может базироваться на пустом месте, знания могут проистекать только из знаний. По этому поводу хорошо сказал Лукреций: «мир, скорее всего, познаваем, но при современном состоянии науки нельзя дать определённый ответ», обратите внимание, это было сказано в 1 веке нашей эры. То есть, при правильности мышления и всесторонности рассмотрения итог зависит от той суммы знаний, которой мы обладаем на момент рассмотрения. Философское осмысление это именно попытка учесть все обстоятельства вопроса. Не является философским осмыслением узкий взгляд, философское осмысление это именно рассмотрение со всех возможных ракурсов, полнота рассмотрения в философии это принципиально, иначе это просто досужее суждение.

Философ должен быть предельно честным человеком, это необходимо потому, что путь к истине не может начинаться со лжи. Кроме этого, только честность как преданность истине поможет философу не только дойти до истины, но и принять её. Родившись, мы приходим в гармоничный мир с физической точки зрения, но как существа социальные, мы сразу же попадаем в наш социальный мир весьма неоднозначный и противоречивый. С годами у человека формируется множество стереотипов, и осознание истины может быть невыносимым для души процессом. Только честность и совесть могут дать человеку ту твёрдость духа, которая поможет ему принять мир таким, какой он есть на самом деле, а не который нам рисуют наши стереотипы. Приведу пример из последнего своего потрясения. В статье «Современная философия» есть такое предложение: «Равнодушие власти к философии позволяло ей развиваться естественным образом, но так было только до тех пор, пока не появилась выборная демократия». Когда я написал слово «появилась» мне пришлось призадуматься и вспомнить те времена, когда начали подниматься мутные волны модерна, и мне пришлось констатировать это появлением выборных демократий. В этой же статье мне также пришлось констатировать, что появление всех квазифилософий связано с самой сущностью власти и что для полного прояснения необходимо разобраться и в этом вопросе,

почему, и была написана следующая статья «Сущность власти». В итоге, мне, как человеку обычных демократических взглядов было не легко расстаться с иллюзией демократичности выборов.

Изначально философия была сугубо частным делом, но когда стали появляться университеты, которые содержали государства, естественно в них появились кафедры философии. Тогда же стало очевидно, что невозможно целенаправленно сделать из человека философа. Философствование требует не столько специальных знаний, сколько специального состояния души. Человек начавший философствовать невольно будет, как губка впитывать знания о предмете рассуждения. Тогда спрашивается, кого готовят университеты? Выше я писал, что изучение истории философии равнозначно изучению её самой. То есть, университеты выпускают знатоков истории философии. Эти люди, работая на государства, в силу условий в которые они поставлены, вынуждены обслуживать интересы своих государств, почему, и рождается множество различных квазифилософий. Но, кроме этого, они делают для философии очень полезную, крайне необходимую и ужасно трудоёмкую работу, они пишут словари, обзорные статьи и делают переводы. Поэтому, если Вы решили стать философом, очень рекомендую использовать вот это разделение труда. Обзорные статьи, это как бы взгляд сверху сразу на целую эпоху или целое течение, они помогут вам не застрять во всей массе статей, многие из которых вам, скорее всего, будут неинтересны.

Сейчас в философии принято выпускников университетов называть философскими работниками, соответственно Вы философ. Поэтому не надо даже пытаться конкурировать с ними, у них под это уже заточены мозги, разработана методика, да и в этом нет никакой нужды. Вы философ, следовательно, Вы генератор идей. Не надо пытаться публиковать статьи там, где они публикуют свои, эти издания закрытая каста, только для своих. С появлением Интернета проблема публикации исчезла, я например, для этого использую портал filosofia.ru. Сейчас вот свой сайт завёл, если Вы ещё не готовы, так скажем, выйти в большой свет, пишите мне, заведу отдельную колонку. Заодно напишу рецензию, проведём разбор полётов, потренируетесь немного, надо же когда-то и с чего-то начинать.

Теперь о собственно философии и что значит философствовать. Выше я уже писал, что Вы тогда философ, когда находитесь в своих суждениях в области философии, поэтому вам, как никому другому необходимо чётко понимать свой предмет. Ваша цель истина, следовательно, Вы ищите нечто абсолютное, то есть, неподверженное времени, обстоятельствам, нечто независимое ни от чего. Платон назвал это идеей, то есть, философия идеалистична по сути и философствование это поиск идей лежащих в основе рассматриваемых вещей и явлений. Ещё древние определили, что философия это Платон, а в наше время философия определяется как длинный ряд примечаний к Платону. То есть, Платон дал нам первую идею самой идеи, а мы продолжаем этот ряд. Евклид дал нам идею точки, того, что не имеет частей, и получил геометрию, делающую возможным математический взгляд на мир. Чарльз Дарвин дал идею естественного отбора и получил теорию эволюции. Пример современной физики показывает, что наука, не имеющая в своей основе ни какой идеи, превращается в набор плохо или никак не связанных закономерностей. Пока не возникла идея уравнений, давшая алгебру, в древнем Вавилоне и Египте задачи решали на примере других задач, то есть использовали шаблонный метод.

Когда философские работники пытаются философствовать, они пытаются попасть на наше поле и, занявшись несвойственным для себя делом, всегда получают один и тот же результат. Обычно их статьи заканчиваются выводом о том, что данная тема требует ещё более глубокого изучения. У них так будет всегда по той простой причине, что они только делают вид, что философствуют, а на самом деле они никогда не выходят за пределы своих квазифилософий. У них существует такой забавный конфуз, он называется скандал в философии, но это их скандал и к философии он не имеет никакого отношения. Этот скандал заключается в том, что, разбившись на множество маленьких квазифилософий, они не могут договориться между собой ни о чём, а это действительно скандал, века идут, а на выходе пшик. При этом причина такого положения дел у них вполне очевидна, отсутствие собственной идеи лишает их всякого ориентира и поэтому для них истина это нечто мифическое и неопределённое, а потому недостижимое. Их мысли всё время бродят по кругу, не видя цели, но их это устраивает, так как даёт вечный источник куска хлеба.

В своё время Сократ, разграничивая философию и софистику, определил философию, как суждения дающие результат. То есть, результативность это отличительный признак философии. Результат это вычленение идеи, но не всегда знания, имеющиеся в данное время, позволяют это сделать, тогда результат должен показать, либо чего не может быть, либо что не является заявленным. Например Сократ не смог ответить на вопрос, что есть знание, это сделал его ученик Платон, но он смог показать, что знание не есть чувственное восприятие, и знание не есть правильное мнение с объяснением. Не бойтесь начинать рассуждения, не видя идеи, если Вы случайно осознаете некую идею, это будет лишь случайная находка, все великие изобретения основаны на этом. Но есть сознательный путь к идее, вот для этого и нужно философствовать. Путь к идее простирается от слова к слову, сам язык всегда готов вам помочь в этом, для этого надо просто использовать всё его богатство. Это значит, что Вы, прежде чем сделать переход от одного значимого слова к другому, должны рассмотреть все связи данного слова. Например, слово вода неразрывно и непосредственно связано (пить, мыть, лить, растворять, варить, влага, лужа, пар, лёд, болото, ручей, облако, река, озеро, море, океан, дождь, ливень, метель, снегопад, снег, гейзер, водопад, лес, растения, жизнь, флот…), через понятие отсутствия (сушь, засуха, пустыня, степь, суховей, жажда, сушить, сухарь…). В рассуждениях всегда надо видеть за каждым словом весь его срез. Обратите внимание, как писал Гегель, каждое последующее предложение как выжимка всего предыдущего текста, это не значит, что так нужно писать, но думать нужно именно так. От простых основ Вы неизбежно придёте к искомой идее, если будете не только вести мысль, но и всё время будете аккумулировать в ней самое главное.

Разобравшись в том, что есть философия и философствование, теперь следует также чётко понимать, что представляет собой идея. Понятие идеи связано с понятием причинно-следственных отношений следующим образом. Этот мир состоит из частиц материи, каждая из которых порождает своё поле. Поле каждой частицы оказывает влияние на все частицы в пределах своего горизонта событий. То есть, мы имеем полное взаимовлияние всех частиц материи друг на друга, а взаимовлияние это есть причинно-следственные отношения. При этом понятно, что мириады полей от каждой частицы материи, в каждой конкретной точке пространства дают результирующее поле. То есть, все поля всех частиц материи создают среду, где каждая точка пространства имеет свой результирующий вектор воздействия. А это значит, что любое событие несёт в себе бесконечное число причин, но при этом каждая

причина имеет свою меру воздействия. Например, все события, происходящие в далёком квазаре едва способны дать изображение в огромном телескопе, а события на нашем Солнце определяют климат и всё из него вытекающее на Земле. В итоге следует сказать, что все явления в этом мире так или иначе причинно взаимосвязаны, протекание конкретной череды событий, наблюдаемой нами, обуславливается лишь тем, какие из причин вносят наибольший вклад в данную череду событий. Причинно-следственные отношения делают протекание всех процессов закономерными, а закономерность это есть повторяемость, то есть, каждая череда событий имеет свой круг. Длина круга определяется количеством событий, а смена одного круга другим определяется количеством событий и то, с какой скоростью протекают события. Например, каждое поколение в живой природе представляет собой череду событий замыкающее круг рождением следующего поколения. В пространстве и времени это наглядно описывает восходящая спираль, начавшись с какой-то точки, она опять приходит в неё только по времени уровнем выше. В любом круге событий всегда есть нечто главное, что определяет общую закономерность, вот это самое главное и общее, выраженное словами, и есть идея.

Итак, перед вами некий класс явлений, рассмотрим, как найти путь к идее. Прежде всего, Вы должны рассмотреть явления в развитии, то есть, определить последовательность событий. Видя череду событий далее необходимо определить общую тенденцию. Затем, видя общую тенденцию, Вы должны определить с чего всё началось и к чему всё это приводит. Получив две точки, далее необходимо сравнить их на предмет подобия, это необходимо для того, чтобы убедиться, что рассмотрен весь круг событий, а не его часть. Если подобие есть и виден следующий круг спирали, остаётся только подумать над тем, что является главным и общим для всего круга событий в данном классе явлений. А далее, всё видимое нами имеет имя, оно как-то именуется и о нём как-то говорится.

Если при таком подходе ничего не получается, то причины этого могут заключаться в следующем. Вы не видите всю череду событий, например, физики фиксируют возбуждение атома и излучение им фотона, для них это всего лишь два последовательных события и понятно, что в такой короткой цепочке ничего не выделишь. Но с другой стороны, мы же понимаем, что чудес не бывает и значит эти два события всего лишь то, что мы успеваем заметить. То есть, на самом деле за каждым из них стоит своя длинная череда не видимых пока нами событий и, скорее всего, тот же фотон это не частица, а некий процесс развития сущностей более общего порядка порождающих все видимые нами поля. Далее надо учитывать, что выше описанный подход не является абсолютно универсальным, он пригоден для рассмотрения природных явлений, а кроме них ещё существуют абстрактные задачи.

Хорошим примером является общая задача, которую решил Евклид. Перед ним была длинная череда практически решённых частных задач, и в этой области, обратите внимание, нет событий. А перед ним стоял конкретный вопрос, найти общую основу для решения всех задач. То есть, нужна была идея, с которой начнётся объяснение всех общих принципов решения всех задач, подобно череде событий приводящих от некоего общего начала к каждому конкретному случаю и по общим принципам. В качестве исходного начала Евклид увидел идею точки, того, что не имеет частей, и далее он привнёс в теорию абстрактную цепь событий. Евклид придал точке движение и получил линию в пространстве и весь непрерывный математический ряд чисел (что было осознанно позже). Затем, придав движение линии он получил плоскость, а придав движение плоскости, Евклид получил пространство точек, где при помощи движения точки возможны все построения. Этот пример говорит о том, что идея может не только отражать круг реальных событий, но в абстрактной теории только она может стать исходным началом для построения теории. Это связано с тем, что любая абстрактная теория строится для описания некой реальности, а реальность всегда наполнена событиями. Вот по этой причине любая абстрактная теория должна нести в себе череду абстрактных событий.

Здесь я показал удачный пример, теперь рассмотрим неудачный и возможные пути выхода из него. Неудачным примером является общая теория относительности Эйнштейна. В ней гравитация описывается как искривление пространства, что абсурдно само по себе. Но проблема не только в абсурдности, она, прежде всего, в том, что динамическое явление выражено статическим показателем, лишающим нас всякой возможности рассматривать гравитацию как цепь событий. Выходом может быть только возврат в евклидово пространство, а истоки гравитации следует искать в самой сущности сил порождаемых полями. Выше мы рассмотрели, что поля всех частиц материи создают общее поле (которое мы рассматриваем как среду), имеющее в каждой точке пространства свой потенциал. При этом в основе материи мы видим два сорта частиц обладающих противоположными электрическими зарядами. Эта противоположность заключается в том, что частицы в одном и том же потенциале устремляются в противоположные стороны. То есть, две частицы противоположных знаков, находясь рядом, реагируют противоположным образом, при этом отталкивание предполагает уменьшение силы, а притяжение её увеличение. Но две частицы противоположных знаков образуют единую систему, в которой каждая частица имеет своё движение. Спрашивается, куда двинется система, если силы не могут её разорвать? Ответ очевиден, в сторону действия наибольшей силы, а так как притяжение всегда превалирует над отталкиванием, мысль понятна, вот здесь в нашем рассуждении и появляется гравитационная составляющая.

Этот пример показывает, что если Вы не имеете или утратили цепь событий, все последующие рассуждения бессмысленны. Принципиально невозможно дать истинное описание мира, тотально пронизанного причинно-следственными связями, в категориях и понятиях находящихся за гранью причинно-следственных отношений. Любые флюиды, эфиры, искривления, континуумы это лишь имена воображаемых сущностей, истина требует не просто именования, для её достижения необходимо ясное видение всей череды событий.

Поле философии это реальность, которая состоит из двух крайне разнородных частей, выше мы рассмотрели то, что по большей части относится к природному естеству. Но кроме него также реально существует мир нашего бытия. Этот мир является производной сущностью от физического мира, мысль бестелесна, она не вещественна. Материален мозг, мышление лишь продукт его работы или если его соотнести с самим процессом работы мозга то, тогда мышление настолько материально насколько можно материальным признать сам процесс мышления. Это примерно тот же вопрос, что и вопрос: образование материально, или материальны только здания и люди? Это как посмотреть, можно так считать, а можно и иначе, но суть в другом, физический мир самодостаточен и не требует причин для своего существования, а вот наш мир бытия полностью зависит от своей физической основы, и когда окончательно выходит из строя чья-то физическая основа, прерывается линия бытия конкретного человека.

Вот эту вторую часть философии пытаются преподнести как её иррациональную часть. Если почитать чего-нибудь от этой публики легко заметить, что это не философия, а такой своеобразный раздел литературы, где главной изюминкой своей философии они не смущаясь преподносят недосказанность, как и принято в литературе. Такое недоразумение существует по причине того, что все категории бытия не корректно рассматривать с точки зрения истинности. Красивое или доброе это не значит истинное, все категории бытия носят условный характер. То есть, они всегда обусловлены каким-то опытом, обычаями, вкусами, мировоззрениями, мировосприятиями и чувствами. Вот такое скрещивание философии и литературы получается от элементарной неспособности понять суть самой идеи. Выше мы рассматривали, как Евклид увидев исходную идею смог дать описание геометрической стороне мира и дать начала всей математике, но это по отношению к физическому миру. По отношению к миру нашего бытия возможен такой же подход. Достаточно определиться с идеей добра, а для этого за истину достаточно принять всё требуемое для обеспечения бытия, и мы получаем исходную идею, позволяющую нам внести рациональное мышление туда, где всё замешано на чувствах. От идеи и далее ко всему остальному путеводной нитью становится логика. Имея идею добра мы можем иметь рациональное суждение о чём угодно, нам для этого достаточно оставаться до конца логичными в своих суждениях. Начиная со статьи «Добро и зло», и далее по всей первой странице, Вы можете посмотреть, как это выглядит практически и без каких-либо, сюрреализма и недосказанности.

Апокалипсис
Атеизм
Будущее экономики
В круге втором
Вера
Гравитация
Границы жизни
Демократия
Добро и зло
Дух
Душа
Знание
Идеализм
Идеальный вариатор
Идеальный движитель
Идея
Интеллект
Искусство
Истина и бытие
Культура
Логика
Логика истории
Любовь
Материя
Мегалиты
Механика
Мораль
Наска
Натуральная философия
Наука
Начала математики
Начала экономики
Общественная проказа
Общество
Парменид
Предел греха
Прогресс
Пути дороги
Руны
Свобода
Свобода и бардак
Слова древних
Смысл жизни
Совесть
Современная философия
Суждения - по видимому
Сущность власти
Термоядерный реактор
Философия
Честность
Честь
Цена правды
Язык
Что меня поражает
Полезные программы

Вершинин Эдуард
  Константинович

Рейтинг@Mail.ru